Звуковая карта - как устроен звук на компьютере

Оцените материал
Рейтинг: 4.67 из 5 - (3 голосов)
Звуковая карта - как устроен звук на компьютере Звуковая карта - как устроен звук на компьютере

Начнем с того, что звук на компьютере был не всегда. Ну, быть то он был, просто этот звук исходил из мерзко пищащего динамика (если это можно назвать звуком), озвучивающий почти все тогдашние игры.

Первой компанией, выпустившей звуковую плату, была компания Creative. Звуковые платы от Creative могли давать звучание на уровне хорошего музыкального центра. Далее звуковые платы все совершенствовались, обрастая новыми возможностями – синтез звука, поддержка многоканальности, встроенные эффекты и т.д.

Со временем появились системные платы со встроенными звуковыми картами. Сегодня практически на многих системных платах стоит встроенная система типа HD-Audio (High Definition Audio) с поддержкой восьмиканального звука и встроенных эффектов.

Типы звуковых схем

Звуковая схема подразумевает в себе число каналов, которые используются для подключения акустических систем. На данный момент существуют следующие звуковые схемы: 2, 2.1, 4.0, 4.1, 5.1, 6.1, 7.1. Первая цифра означает количество колонок, отвечающие за средние и высокие частоты, а единица – наличие канала для подключения низкочастотной колонки (сабвуфера).

Сначала все платы ориентировались на схему из двух колонок, однако, в 1999 г. компания Creative создала систему из четырех колонок (переднего и заднего плана). При данной разработанной схеме имеется возможность дополнительно подключить сабвуфер. Сегодня стандартом считается звуковая схема с поддержкой восьмиканального звука (7.1). Данная система звучания позволяет пользователю уйти головой в виртуальный мир небывалой графики и объемного звучания.

В основном объемный звук используется в двух случаях:

  • в современных игрушках (например, наушники akg k77) – они рассчитаны на многоколоночную систему и требуют поддержки огромного количества пространственных спецэффектов.
  • в DVD-фильмах – здесь звуковая дорожка уже разложена на нужное количество каналов по стандарту Dolby Digital EX.

Использование восьмиканальной системы (5 основных каналов + 2 канала для создания объемности эффектов + 1 низкочастотный динамик-сабвуфер) дает звук отличного качества и небывалой реалистичности.

Если вы на компьютере просто слушаете музыку, то в приобретении восьмиканальной системы нет необходимости, т.к. количество каналов на качестве звучания никак не отразиться.

Стандарты объемного звучания

На коробках и упаковках нам часто приходится встречаться с такими аббревиатурами, как Dolby Digital, AC-3, Dolby EX, DTS, THX и т.д., в которых можно легко запутаться. Давайте разберемся, что они означают.

Dolby Digital (DD) - стандарт, разработанный компанией Dolby Laboratories. Этот формат вышел в 1992 г. и предполагает вывод шестиканального звука - 5.1. В этом формате записаны многие звуковые дорожки большинства фильмов на DVD. Термин же AC-3 обозначает систему компрессии звука, которая применяется в данной системе.

Dolby EX – более совершенная модель Dolby Digital, разработанная в 2001 г. и отличается от DD добавлением двух дополнительных каналов (7.1.). данная система сегодня считается наиболее продвинутой в мире трехмерного звучания. Но, не смотря на это, фильмов, записанных с ее использованием пока мало.

DTS – конкурент Dolby Digital. Данный стандарт разработан студией Стивена Спилберга. Система поддерживает вывод звука на шесть колонок (5.1.) и дает значительно лучшее звучание, чем DD.

THX – стандарт одноименной компании Джорджа Лукаса. По мнению компании аппаратура со знаком THX имеет идеальное звучание в любом помещении.

Наряду с выше перечисленными стандартами, существуют еще и другие, так называемые, «игровые» стандарты.

A3D и A3D2 – два стандарта компании Aureal. Эта компания первая реализовала технологию трехмерного звучания на простой двухколоночной системе. Далее Aureal была приобретена компанией Creative, но, несмотря на это стандарт A3D все так же популярен и превращен в отраслевой масштаб и поддерживается многими независимыми производителями звуковых карт. Стандарт A3D2 – более совершенная модель и поддерживается только чипсетом Vortex 2, но из-за банкротства Aureal они практически исчезли из рынка.

EAX (Environmental Audio eXtensions) – стандарт студии Creative Labs на основе DS3D. Сегодня стандарт EAX поддерживают большинство звуковых карт и чипов, а вот более совершенные версии EAX 2.0 и EAX 3.0 поддерживаются только картами семейства Sound Blaster Live! и Audigy. Последние версии EAX работают с десятками видов эха, отраженных звуков, моделируют искажение звука при «столкновении» с различными препятствиями и прохождениями сквозь них…

Соотношение «сигнал-шум»

Соотношение сигнал-шум – показатель, который показывает насколько уровень помех в звуковой карте слабее собственного звукового сигнала. 100-120 дБ это соотношение сигнал-шум, на который ориентированы профессиональные звуковые карты, тогда как -95 дБ и выше это уровень качественного музыкального центра. Но большинству встроенных звуковых карт этой величины не достичь, т.к. внутренняя система компьютера это есть ничто иное как мощнейший генератор шумов. Этим показателем могут похваствоваться их «отдельные» собратья, которые шумят гораздо меньше. Как правило, чем дороже звуковая карта, тем меньше она шумит.

Соотношение сигнал-шум учитывается не только при воспроизведении звука, но и также и при записи, оцифровке.

Виды и количество разъемов

Звуковая картаСовременная звуковая плата имеет большое количество разъемов. Но даже самая простая звуковушка должна содержать в себе следующие разъемы:

Аналоговый разъем – данные разъемы имеют все дешевые звуковые карты. К нему обычно подключаются колонки, но также можно по соседству встретить еще и дополнительные разъемы для подключения микрофона и отдельного аудио входа. Таким образом, у нас получается три разъема: «линейный» вход, микрофон, колонки. На звуковых картах классом выше их число увеличено до пяти – там наушники имеют отдельный разъем, а также разъем для отдельной пары колонок.

15-штырьковый MIDI- порт – похож на обычный COM-порт и предназначен для подключения двух видов устройств – джостика для игр и внешней MIDI-клавиатуры. Но сегодня в его наличии карты не нуждаются, эти устройства можно подключить и к USB.

Цифровые входы и выходы (оптические, коаксиальные S/PDIF) – с помощью данных разъемов звуковая карта подключается к внешним усилителям и передает им неискаженный аналоговым преобразователем звуковой сигнал. В данном случае сигнал сразу попадает во внешнее подключаемое устройство, минуя встроенный цифро-аналоговый преобразователь.

На некоторых современных звуковых картах, например, семейства Sound Blaster Audigy появился новый порт – цифровой интерфейс Fire Wire (IEEE 1394). Данный порт предназначен для подключения мультимедийных устройств.

Внешняя звуковая картаТаким образом, современные звуковые платы имеют чуть ли не с десяток различных разъемов и портов. Чаще всего они все не умещаются на одной плате и производители вынуждены выводить часть разъемов в отдельный внешний блок. Таким блоком комплектуются в основном дорогие платы, на которых располагаются все необходимые разъемы и регуляторы.

Система Orphus

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить